РУ БЕ EN DEU

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Родительская любовь и ее роль в воспитании детей. Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

19.06.2024
Наши дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, — это и пример для ребенка и помощник в формировании образа мира. Важным условием эффективного воспитания в семье является родительская любовь.
развернуть

 

Способы выражения любви к своему ребенку.

  • Больше контакта.Дети с рождения нуждаются в контакте с родителями. Младенцы хотят чуть ли не круглосуточно быть у мамы на руках, дети постарше — обниматься или сидеть на коленях. Подросткам не так нужен физический, как эмоциональный или зрительный контакт. Обнимайте и целуйте детей, смотрите на них, подбадривайте и поддерживайте. Если на это нет сил, можно взять ребенка за руку, погладить его или ласково назвать. Когда ресурса нет даже на это, честно скажите детям, что вот прямо сейчас неважно себя чувствуете, поэтому не можете обниматься или говорить приятные слова. Дети прекрасно все понимают и смогут подождать, пока вы наберетесь сил. Ваша честность покажет, что вы доверяете ребенку и относитесь к нему как к равному.
  • Эффективное времяпрепровождение.На самом деле важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а чем именно вы с ним занимаетесь. Условно говоря, лучше полчаса почитать книгу, активно погулять или поиграть в настольные игры, чем 2 часа смотреть в телефон, пока ребенок копается в песочнице. Придумывайте совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Именно такое времяпрепровождение показывает детям, что вы их любите, хотите быть рядом с ними и уважаете их интересы.
  • Больше ответственности.Делая что-то за ребенка, мы показываем, что не верим в него и его силы. Если доверяем выполнение простых поручений или разрешаем самому одеваться и выбирать одежду, то понятно, что доверяем. Что может делать ребенок и с какого возраста, зависит от его особенностей. Одни дети уже в три года могут помогать маме готовить, а другие созревают для этого только к школе. Но очень важно не переборщить: если мы перекладываем на ребенка слишком много ответственности, с которой он еще не в состоянии справиться, мы подрываем его веру в себя — ему кажется, что он подвел маму, которая доверила ему выполнение важного задания.
  • Личное пространство.Покажите ребенку, что уважаете его, его границы и личное пространство. Не берите его вещи без спроса, не обнимайте и не целуйте без разрешения, спрашивайте его мнение и, если сравниваете, то только с ним самим, а не с другими. Это показывает, что вы уважаете ребенка, цените и любите его.

И обязательно говорите детям о том, что вы их любите!

 

Что делать родителям для улучшения отношений с  ребенком?

  • Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка.Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то, значит, нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время, он сам поделится с вами. Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
  • Похвалы много не бывает.Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.
  • Поддерживайте.Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.
  • Разговаривайте по душами находите время для общения.
  • Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен, и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.
  • Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.
  • Устанавливайте свои границы и правила.
  • Будьте примером для подражания.
  • Будьте искренни и честны с подростком.
  • Делитесь вашими чувствами с детьми. Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
  • Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.

 

  1. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Суицидальное поведение – понятие, включающее в себя суицидальные проявления, попытки (парасуицид) и непосредственно суицид.

Условия возникновения суицидальных настроений.

Парасуициды и суициды у подростков часто носят ситуационный характер, нередко совершаются в ситуации аффекта (предательство, резкое замечание, обида, незаслуженное наказание). Часто суицидальное поведение формируется на фоне депрессивного настроения, ощущения одиночества, непонимания окружающими.

Мысли о смерти у подростков возникают при наличии конфликтов, которые вызывают острые переживания обиды, безысходности, одиночества, гнева. При этом, сознание подростка сужается, он не хочет искать конструктивные способы разрешения данного конфликта либо не воспринимает ранее известные. Подросток считает, что все иные способы, кроме суицида, неэффективны или неприемлемы. Конфликт для него приобретает субъективно неразрешимый характер.

Межличностные конфликты и отсутствие доверительных отношений с родителями и близкими людьми являются основными провокаторами суицидальных поступков.

Родители должны помнить и понимать, что сложные семейные отношения, сочетающиеся с непосредственным знакомством подростка с лицами, покончившими жизнь самоубийством, или членством в суицидальных группах, резко повышают риск суицида. Это больно осознавать, но суицидальное поведение подростков в большинстве случаев спровоцировано неблагополучной обстановкой в семье.

 

Признаки предрасположенности ребенка к суициду.

  1. «Живет» в постоянном конфликте (дома, в школе, в кругу друзей). Воспринимает конфликтную ситуацию как безысходную – «ничего нельзя сделать».
  2. Выражает положительное отношение к смерти, желание мести и пр.
  3. Считает суицид оперативным, быстрым, эффективным, доступным, распространенным и единственно возможным способом достижения желаемой цели – разрешения жизненной проблемы или кризисной ситуации.
  4. Самоубийство ассоциируется с позитивными чувствами от его результата (конец страданиям, боли; облегчение; «страдания начнутся у других» – предвосхищение удовлетворенности от чувства мщения). При этом подросток осознает, что это способ страшный, возможно болезненный, непредсказуемый – неизвестно как закончится.
  5. Позитивно относится к другим людям, закончившим жизнь самоубийством, которых наделяет преимущественно положительными чертами, мотивами, характеристиками.
  6. Ищет информацию о лицах, совершивших самоубийства, людях, интересующихся данной темой (единомышленников), способах суицида, его последствиях, стремится общаться на соответствующие темы в социальных сетях, и пр.

 

Как родителям поддержать ребенка в трудную минуту?

  • Проявите искренний интерес к его проблемам. Не ограничивайтесь банальным вопросом: «Как дела?». Пусть ребенок почувствует, что вам действительно важно то, что происходит в его жизни. Больше общайтесь с ним на разные темы, интересуйтесь, как прошел его день, обсуждайте то, что его волнует. Больше спрашивайте и слушайте, не перебивая ребенка своими замечаниями и наставлениями. На протяжении рассказа положительно кивайте головой – это придаст ребенку уверенности в своих словах, и он поймет, что вы его внимательно слушаете. Пусть ребенок сначала выскажется, а потом вы вместе аккуратно и тактично будете размышлять над проблемой.
  • Не допускайте, чтобы ребенок отстранялся. Если ребенок пришел домой грустный, расстроенный, не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне. Прежде всего помогите ребенку выразить его чувства: обиду, грусть, боль, разочарование. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, иначе они будут накапливаться, мучить, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями. Если ребенку нужно поплакать – пусть: возможно, ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова.

Если ребенок наотрез отказывается говорить о причине своих переживаний, не настаивайте. Возможно, он пытается пережить все внутри себя и справиться самостоятельно, никого не напрягая. В этом случае просто скажите ему, что он очень сильный, вы верите в него, и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку в трудную минуту. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если он в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.

  • Не забывайте благодарить. Если ребенок сделал что-то хорошее, даже на бытовом уровне (сходил в магазин, помыл посуду, погулял с собакой), не игнорируйте и обязательно поблагодарите его. Простое «спасибо» даст ребенку понять, что он сделал что-то важное и значимое для вас, и его усилия не напрасны. Ведь обычно дети творят добрые дела от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Благодарность очень важна для ребенка, особенно в трудную минуту. Ведь тогда он осознает, что кому-то нужен в этом мире, кто-то им дорожит. Делайте также добро в ответ. Так у вас с ребенком сложатся отношения, построенные на взаимопомощи. А значит, ему будет гораздо проще решить свои проблемы, ведь он будет знать, что вы всегда протянете руку помощи.
  • Делайте приятные сюрпризы. Заметив беспокойное или грустное настроение у ребенка, обязательно его чем-нибудь порадуйте. Положительные эмоции всегда перекрывают отрицательные. Бывает, дети не хотят рассказывать о своих проблемах, и выпытывать у них, что случилось, просто бесполезно! Зато, расположив ребенка к себе каким-то знаком любви и внимания, вы с большей вероятностью сможете завязать доверительный разговор и обязательно совместно решить любую проблему.

Поддержка родителей просто необходима ребенку, особенно если он переживает не лучшие времена в своей жизни. Родителям важно и нужно донести до ребенка простую истину: он всегда будет нужен и любим.

 

  1. Профилактика правонарушений и преступлений, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Наркомания несовершеннолетних, к сожалению, приобретает масштабный характер: среди тех, кто знакомится с наркотиками, не только дети и подростки из «неблагополучных» семей, имеющие проблемы с поведением, но и те, кто не вызывает тревоги у родителей и педагогов.

Справочно.

По итогам первого квартала 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. отмечено увеличение количества расследованных и направленных в суд уголовных дел, подозреваемыми по которым признаны несовершеннолетние, в сфере незаконного оборота наркотических средств (+50%; количество преступлений выросло с 16 до 24). При этом рост наркопреступлений отмечен только на территории г. Минска (в три раза, с 4 до 12). В основном несовершеннолетними совершались преступления, связанные со сбытом психотропных веществ (20 из 24). Учащимися школ и гимназий совершено 11 наркопреступлений, лицеев и колледжей - 11, высших учебных заведений - 2.

Абсолютное большинство наркопреступлений, совершенных с участием подростков, связано с незаконным оборотом особо опасных психотропных веществ – альфа-PVP, пара-метилэфедрон, 4-СМС. Это вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.

Любой родитель стремится обезопасить своего ребенка, но очень часто случается так, что родители даже не подозревают о том, что их сын или дочь становятся втянутыми в наркобизнес.

 

На что следует обращать внимание родителям?

Что должно вызывать тревогу?

  • У подростка появилось много денег (ребенок перестал просить карманные деньги, не просит о пополнении баланса мобильного телефона);
  • Покупает дорогие вещи.
  • Использует электронные кошельки.
  • Имеет карты на других владельцев.
  • Попытки регистрации на криптообменных площадках.
  • Часто уходит из дома.
  • Наличие в телефоне фотографий местности.
  • Использует мессенджеры «Vipole», «Telegram».
  • Наличие в телефоне приложений, позволяющих определять GPS- координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги).
  • При разговоре использует следующие слова: скорость, гарик, кристалл, меф, алъфач, соль, марафон, приход, кумар и др.
  • Использование приложений, основная цель которых — скрыть истинное местонахождение пользователя в сети.
  • Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки, респиратора.

Вовлечение детей в наркобизнес часто происходит с помощью обещаний большого заработка через интернет. Поэтому родителям следует быть внимательным к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях; следует понимать, чем заняты дети в сети Интернет. Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери.

Чаще всего вербовка (вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков) подростков происходит через социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники») и мобильные мессенджеры («Telegram», «WhatsApp», «Viber», «Skype»).

Если ваш ребенок перестал просить деньги на телефон, карманные расходы, целесообразно заказать детализацию звонков и интернет-трафика.

Очень важно разговаривать с детьми на эту тему! И чем раньше родители начнут обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше. Ведь, как правило, в 14,15 или 16 лет дети уже могут получить предложение о «трудоустройстве».

Следует помнить, что уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.

Постоянно объясняйте ребенку, что единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков – никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними!

 

  1. Защита детей от угроз потребления нежелательной информации в сети Интернет.

За последние годы сеть Интернет вошла в нашу жизнь и стала важным современным источником информации и средством общения. Сегодняшние дети уже не представляют себе мир без смартфона или планшета, браузера и онлайн-игр. Поэтому очень важно рассказывать им об основных правилах безопасного использования сети Интернет.

 

С каким угрозами сталкиваются дети в сети Интернет?

Мошенничество. Признаки интернет-мошенничества бывает непросто распознать даже взрослым. Совершать противоправные действия в сети преступники могут как через сеть Интернет, так и через локальное подключение. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации определяется статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь. «Мошенничество» и ответственность по указанной статье наступает с 16 лет.

Возможные схемы мошенничества, которым могут быть подвержены дети:

  1. Поддельные интернет-магазины. В интернете существует большое количество поддельных магазинов, недобросовестных продавцов и лжепредпринимателей, которые могут обмануть, не предоставить товар или завладеть персональными данными для мошеннических действий.

Развитие интернет-торговли нередко вызывает у детей желание не только купить, но и начать продавать товары. Некоторые школьники организуют группы продаж товаров из Китая, например, с площадок Aliexpress, некоторые выставляют на продажу свои поделки, творческие работы, личные вещи, размещают объявления об оказании услуг.

Посоветуйте детям не продавать товары через неспециализированные интернет-сайты, социальные сети, рассылку рекламных сообщений.

  1. Информация о легком заработке. Сейчас в сети Интернет набирают популярность объявления о легком и высоком заработке для подростков. Зачастую такая работа связана с вовлечением детей в мошеннические или преступные схемы.

Справочно. Все чаще в социальных сетях пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.

Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.

Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «Дропом» – подставным лицом, используемым кибермошенниками в серых схемах. Дроп – это человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. Дроп переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу милиции. Ими в большинстве своем становятся студенты и школьники, испытывающие нужду в финансах. Многие из них не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату.

Научите детей:

анализировать любые «привлекательные» объявления на адекватность;

всегда проверять информацию о работодателе, а проверив — настаивать на оформлении официальных трудовых отношений. Если речь не идет ни о чем незаконном, работодатель должен согласиться;

выяснять содержание и условия подработки до мелочей (почему так оценивается, что конкретно нужно делать, что нужно везти, какой товар доставлять);

если что-то смущает – не стесняться спрашивать и выяснять любые подробности;

всегда помнить, что за легкую работу ни один работодатель не будет расплачиваться крупной суммой денег;

обращать внимание на предложения сделать что-то анонимно. Это один из маркеров того, что вас вовлекают в мошенническую схему.

Для защиты детей от опасностей в сети Интернет необходима, в первую очередь, активная позиция родителей.

Рекомендуется совместно с детьми установить ряд правил использования интернет-пространства:

  1. Определите детям, какие сайты они могут посещать, какие – нельзя. Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку и заблокируйте доступ к неподходящим материалам.
  2. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
  3. Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки, а также не пересылали интернет-знакомым свои фотографии.
  4. Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.

Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.

  1. Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
  2. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
  3. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены. Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из интернета материалам, ведь опубликовать информацию в интернете может абсолютно любой человек.
  4. Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
  5. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Будьте внимательны к вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.
  6. Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений, обсудив с детьми, что такое рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными объявлениями.
  7. Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказы, покупки или продажи товаров.

Благополучие наших детей зависит от наших совместных

свернуть

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»
https://roduniversitet.bspu.by/

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ — Ещё один сайт на WordPress

свернуть

Отчёты о мероприятиях

Эфекктивное лето: экскурсия в Брестскую крепость и Беловежскую пущу

2 июня 2024 года учащиеся ГУО «Зажевичская средняя школа Солигорского района» совершили экскурсию в г. Брест. Ребята посетили Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». В ходе экскурсии по крепости ребята познакомились с историей возникновения и обороны Брестской крепости в годы военных лихолетий. Огромное впечатление на учащихся произвёл рассказ о защитниках Брестской крепости и членах их семей, жизнь которых стала примером мужества и героизма для многих последующих поколений.

    Дальше ребята посетили национальный парк «Беловежская пуща», где совершили экскурсию на автобусе. Во время экскурсии учащиеся познакомились, в первую очередь, с особенностями первобытного леса, его растительным миром, полюбовались различными ландшафтами, увидели 600-летний дуб, 350-летнюю сосну, дуб-отшельник, место отдыха «Царская поляна», д. Лядские и многое другое. Особый интерес вызвал рассказ о богатой истории пущи, происшествиях с охотниками, случаях из жизни живой природы.

     Экскурсия в Брестскую крепость и Беловежскую пущу никого не оставила равнодушным.

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

31 мая 2024 года в ГУО "Зажевичская средняя школа Солигорского района" состоялось общешкольное родительское собрание, на котором рассмотрены вопросы об итогах 2023/2024 учебного года, организации летнего оздоровления -2024, профилактике семейного неблагополучия и подростковой преступности, а так же формирование безопасного поведения несовершеннолетних во время летних каникул. На общешкольном собрании присутствовал представитель ОСВОД г. Солигорска, который рассказал законным представителям о определенных местах для купания вСолигорском районе в 2024 году: Солигорске детский пляж, пляж в деревне Саковичи, а также два новых-на реке Вязынка в городском посёлке красная Слобода и городской пляж в районе профилактория "Берёзка" и спасательной станции и о правилах безопасного поведения на воде.

Интерестные факты "Родительской субботы"

#Год_качества

 #Шестой_школьный _день

 #Интересные_факты

 #Мамы_в_кадре

Последняя апрельская суббота зарядила позитивными эмоциями, новыми практиками и знаниями родителей обучающихся ГУО “Зажевичская средняя школа Солигорского района”. В рамках Года качества данный шестой школьный день “Родительская суббота” был направлен на взаимодействие школы и семьи. Одними из запоминающихся мероприятий стали расширенное заседание родительского клуба “Родник”: “Факторы и причины правонарушений” и полюбившийся всеми кинотеатр “Вместе с родителями!”. Фото в ленту.

Общешкольное родительское собрание

Акция "Безопасность в каждый дом!"

Беседа с иереем отцом Дмитрием с обучающимися 1-11 классов "Человек и закон"

ФотоФакт шестого школьного дня от 27.01.2024📸📸📸📸

Родительское собрание №3

I этап конкурса профессионального мастерства «Лучший повар детского питания»

Благотворительная акция "От всей души"

 

ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Заседание родительского клуба "Родник"

Неделя родительской любви

Правила поведения на дороге для детей и взрослых

Общешкольная праздничная спортландия "На старте всей семьёй"

Районное родительское собрание «Осознанное родительство – залог безопасного и счастливого детства»

Единый День безопасности дорожного движения «Помоги себя заметить!»

21 сентября - Единый день безопасности

 

свернуть

ОТЧЕТ О РАБОТЕ родительского университета за первое полугодие 2023/2024 учебного года в ГУО «Зажевичская средняя школа Солигорского района»

26.12.2023

На основании ИМП «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» в учреждении организована работа Родительского университета. Разработан план работы родительского университета на 2023/2024 учебный год. Темы занятий и консультаций в рамках родительского университета внесены в календарный план воспитательной работы классных руководителей, руководителей методических объединений, родительского комитета и работы родительского клуба «Родник».

За отчетный период были проведены следующие мероприятия:

01.04.2023 года на общешкольном родительском собрании рассматривался вопрос «Положительные эмоции в жизни школьника», далее с родителями                                   1-4 классов состоялся семинар-практикум по данной тематике (приглашенные главный специалист Солигорского РК ОО «БРСМ» Царикович В.С., участковый инспектор Донимаш А.С., врач-нарколог Солигорского ПНД Богданович Г.Ф., сотрудник ГРОЧС Дилендик В.В.)

В октябре 2023 года прошли классные родительские собрания 5-9 классов «Подросток среди сверстников», для 10,11 классов в форме круглого стола                       «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении».

Одним из самых ярких мероприятий в рамках родительского университета считаем общешкольное спортивное мероприятие шестого школьного                                   дня «На старте всей семьей», который состоялся в рамках Недели родительской любви 14.10.2023, на данном мероприятии присутствовали: 12 родителей,                            64 ребенка, 10 педагогов и 2 приглашенных (инспектор ИДН Малахова И.А.                            и главный специалист Солигорского РК ОО «БРСМ» Царикович В.С.),                               также 21.10.2023 года состоялось заседание родительского клуба «Родник»,                             в котором активное участие приняла опекунская семья Бунос Е.И. https://zazhevichi.edus.by/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%8B/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/document-43173.html

29 ноября 2023 года состоялось заседание педагогического совета,                                на котором был рассмотрен основной вопрос «Правильная еда – фундамент здоровья ребенка», рассмотрены результаты анкетирования законных представителей и детей по организации питания в ГУО «Зажевичская средняя школа Солигорского района».

15 декабря 2023 года состоялось заседание родительского комитета,                             на котором в форме круглого стола рассмотрен вопрос «Семья как персональная микросреда ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи». В данном обсуждении приняли участие психолог Центра гигиены и здоровья Мацукевич Н.В. и инспектор ИДН Волосовский П.Н. Следует отметить, что классные руководители 1-11 классов включают в работу с родителями консультации, предложенные родительским университетом, всего за 1-е полугодие 2023/2024 учебного года проведено 5 общешкольных мероприятий, 2 крулых стола, 2 семинара практикума, 1 заседание родительского клуба и 6 консультаций. Таким образом, количественный показатель проведенных мероприятий – 16 мероприятий, в которых приняли участие 118 обучающихся, 56 законных представителей, 13 педагогов и 6 приглашенных. Проведенные мероприятия фиксируются в классном журнале, на листах организационно-воспитательной работы в дневниках классного руководителя. Налажена работа руководства учреждения образования по взаимодействию с родителями. Информационная поддержка деятельности Родительского университета создана в виде тематического сайта, ссылка на который распространена через вайбер-группы, официальный сайт школы.

 

 

Заместитель директора

по воспитательной работе                                                       К.А.Севрук

свернуть

Заседание родительского клуба «Родник» «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

 Задачи заседания: Определить влияние семьи на формирование личности ребёнка. Рассмотреть, каким должен быть родительский дом, в котором растёт ребёнок. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями. Осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. Способствовать развитию умения общаться и формированию культуры взаимодействия.
развернуть

Форма проведения: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

Оборудование: музыкальное оформление, презентация, видеоролик, слова на карточках, пословицы на доске, анкеты, рисунок мальчика.

Предварительная подготовка к заседанию:

- памятка для родителей по проблеме собрания, анкеты.

 

Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Верная указка не кулак, а ласка.

Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шатун.

Хорошему надо учиться три года, а плохому и часа хватит.

«Счастлив тот, кто счастлив дома».

«На что и клад, коли в семье лад».

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они  путём  правильного воспитания   сделались  хорошими  -  это  в  нашей  власти».                          (Плутарх). 

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание -  это наша  счастливая старость,  плохое  воспитание  -  это  наше будущее  горе,  это  наши  слёзы,  это  наша  вина перед  другими  людьми,  перед  всей  страной.    (А.С. Макаренко).                   

Ход заседания:

  1. «Все мы родом из детства…» 1 этап

  Собрание начинается с прослушивания песни «Родительский дом».

 Учитель: Уважаемые родители, сегодня тема родительского собрания 

«Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».

 

Вступительное слово.

Эпиграфом нашего собрания будут слова персидского поэта Саади, который жил в 13 веке:  Покинут счастьем будет тот,

                          кого ребёнком плохо воспитали,

                          Побег зелёный выпрямить легко,

                          сухую ветвь один огонь исправит.

          Говорить о воспитании детей всегда трудно. На протяжении многих веков человечество серьёзным образом подходило к этому вопросу. Во главу угла ставились чётко сформулированные нравственные законы.  Современная беда в том, что многие родители стоят к детям вполоборота, а порой и спиной к своему ребёнку.

     Из семьи ребёнок несёт багаж знаний, культуры поведения, воспитанности и проносит его всю свою жизнь. Как ведут себя родители, такое поведение и у ребёнка. Он копирует поведение взрослых. Дети видят то, что родители хотят скрыть от них.

       А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»:

«Ваше собственное поведение - сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Личность развивается в семье и все хорошее и плохое ребёнок несёт из семьи.

 2 этап.

«Свою жизнь я вычерпал из родникового колодца опыта семьи, в которой я рос».

         Из радуги постройте дом,

         Основу заложите в нём:

         Любовь, радушье и добро.

         В нём будет радостно, светло.

Строительство дома из основных понятий.

( на доске вывешены основные понятия)

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье. (Родители выбирают хорошие понятия, отрицательные остаются). 

Учитель показывает дом, который построили. Идёт обсуждение.

Учитель: Как найти пути выхода от вредных привычек? Как организовать свой семейный досуг?

Ожидаемый результат.

В ходе работы родители изучают понятия  для строительства  своих домов.  

Тренинговое задание «Ребенок».

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома.   Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

- Оторвите кусочек от мальчика.

        А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и пинки.

 3 этап «Коль видят нас и слышат дети мы за дела свои в ответе».

     К сожалению, в наших домах бывают и те понятия, которые вы не выбрали.  Ребёнок берёт для себя,  и хорошее,  и плохое от своих родителей.

    Дети - это  наши зеркала. Все   плохие  привычки, которые есть у нас   со временем будут и в наших детях. Вы сами должны отказаться от вредных привычек, чтобы не быть примером для своих детей.

Обсуждение ситуаций, которые могут встречаться в семьях.

 1ситуация. Папа  или мама курит в комнате при ребёнке.

 2ситуация. Отец пришёл домой в нетрезвом состоянии.   Что видит ребёнок? Какой пример дают родители своим поведением? 

        В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывает в себя и хорошее, и плохое.     Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».

     СИТУАЦИЯ.

      Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

     - Знаешь, папа, Коля говорит, что «Мерседес» лучше, чем «Рено». Правда?

      После папиного молчания опять следует вопрос:

    - А почему?

    - Потому, отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. – Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.

    - Мама, а Миша говорит…

    - Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.

       И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты.

                                   СИТУАЦИЯ.

Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.

Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным человеком.

Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.

Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.

Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!

Мама: Муж - голова, жена - шея. Куда захочу, туда поверну.

Папа: Да пошла ты! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.

Мама: Ещё не известно, кто глупее - ты или я!

Вопросы по ситуации:

- Кто из родителей прав?

-В чём ошибка каждого родителя?

-Что может из этого выйти?

Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.

Ожидаемый результат.

Учитель обобщает высказывания родителей и делает вывод:

 «Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому».

            Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

             Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве - положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.

             Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.

             К сожалению, современное состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Растёт число неблагополучных семей, в которых родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни.

             Более того, появились так называемые "семьи риска", где родители пьют, бьют детей. Не уменьшается волна детской преступности, жестокости, агрессии. Истоки этого прискорбного факта можно наблюдать уже в дошкольном возрасте.

             В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям - так ребёнок протестует против негатива, его окружающего.

             Растёт число неполных семей. Очень болезненно отражается на воспитании ребёнка, если родители не живут вместе, разошлись. Бывает, дети становятся предметом распри между родителями, которые не скрывают своей неприязни друг к другу от детей. Чаще семейная жизнь не складывается из-за пьянства отца. Трудно сказать, что лучше для ребёнка - жить в постоянной атмосфере напряжённости или отдельно от отца. Наверное, из двух зол надо выбирать наименьшее.

             Велика роль матери в жизни и воспитании ребёнка. От неё во многом зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (уют, теплота, взаимопонимание и т.д.).

              К сожалению, увеличивается, и число одиноких матерей, которые оставляют своих детей на попечение бабушек. Молодые мамы уезжают в города, чтобы найти достойно оплачиваемую работу и устроить личную жизнь, а бывает, что просто не хотят заниматься воспитанием собственного ребёнка. А ведь нужда в родительской, материнской любви -поистине жизненно необходимая потребность. Не по этой ли причине повзрослевшие дети порой утрачивают с родителями душевную и психологическую связь?

 

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому,

родители пример тому!

Кто при жене и детях груб,

кому язык распутства люб,

пусть помнит,

Что с лихвой получит он всё то,

чему их учит.

Теперь вести себя прилично

не в моде стало, И обычно,

и женский пол себя позоря,

стал самословить в разговоре.

Мужья - пример для жён своих,

и дети учатся у них.

Когда родители умны

и добродетельно скромны,

то благонравны и сыны!

Коль видят нас и слышат дети:

мы за слова свои в ответе!

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтобы не каяться потом.

        Себастьян Брант-немецкий сатирик  конца 15 века

 

«Я и мой ребенок» (тест для родителей).

 

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы – главные проектировщики,  конструкторы и строители детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

 

Вопросы

ответы

Можете ли вы?

Могу и

всегда

так

поступаю

Могу,

но не

всегда

так

поступаю

Не

могу

1. В любой момент оставить все свои  дела и заняться ребенком?

 

 

 

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

 

 

 

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по

 отношению к нему?

 

 

 

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

 

 

 

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка  вывел вас из себя?

 

 

 

6. Поставить себя на место ребенка?

 

 

 

 

7. Поверить хотя бы на одну минуту, что вы добрая фея  (прекрасный принц)?

 

 

 

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

 

 

 

9.Воздерживаться от употребления слов и

   выражений, которые могут ранить ребенка?

 

 

 

10 . Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее  поведение?

 

 

 

11 . Выделить ребенку один день, когда он может вести себя как хочет?

 

 

 

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

 

 

 

 

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка

Ответ «Б» - в 2 очка

Ответ «В» - в 1 очко

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

13- 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос  первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию.

 

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.     

             Детей учит то, что их окружает.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

Любовь умиления,

Любовь деспотичная,

Любовь откупа.

 

Рефлексия заседания.

             Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое трудное в  воспитании человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалось чуткость сердца к окружающему миру.

             Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными людьми. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет. Недаром говорят: «Ребёнок – зеркало семьи»

И закончить наше сегодняшнее собрание стихотворением:

        В семейной жизни всем желаем счастья!         Пусть ваши дети крепко любят вас!         Пусть стороной вас обойдут несчастья.         И солнечным пусть будет каждый час!         Всем нам счастья, мира и добра!         Пусть радость царит в наших семьях всегда!

 

 

 

 

свернуть

В помощь педагогам и родителям!

Интернет-ресурсы: