РУ БЕ EN DEU

Советы медицинского работника

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

Учитывая распространенность нарушений опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков, рост количества подобных нарушений в период их обучения в учреждениях образования, а также значимость для формирования здоровья ребенка, профилактика данных нарушений у детей является важной задачей.

Под влиянием различного рода нагрузок нарушения опорно-двигательного аппарата прогрессируют, постепенно приобретают стойкий характер, что приводит к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смещением внутренних органов.

У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и, как следствие, может привести к недостаточному снабжению кислородом головного мозга.

Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани.

Сформированные дефекты позвоночного столба и стопы после окончания полового созревания и окончания роста исправить консервативными способами невозможно. Поэтому оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста ребенка.

Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста ребенка. Это возраст с 5 до 7 лет и с 12 до 16 лет, который совпадает с периодом полового созревания.

Плоскостопие у детей также является достаточно серьезной проблемой. Здоровая стопа – это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей и подростков в период их обучения в учреждениях образования обеспечивается взаимодействием педагогических работников, медицинских работников и родителей (законных представителей) обучающихся.

Организация оказания медицинской помощи в учреждениях образования осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2023 г. № 1925 «Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся в возрасте до 18 лет».

Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида) учреждения образования, возраста и контингента обучающихся, режима работы учреждения образования.

Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования:

динамическое наблюдение за условиями обучения и воспитания обучающихся в организованных коллективах;

работа по формированию здорового образа жизни у обучающихся;

разработка мер совместно с администрацией учреждения образования по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;

контроль совместно с руководителем учреждения образования соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;

определение противоэпидемических мероприятий.

В рамках своих обязанностей медицинские работники осуществляют контроль за рассаживанием обучающихся в группах, классах (соответствие мебели росту, строению и особенностям развития опорно-двигательного аппарата обучающегося), освещением помещений (естественное и искусственное), в которых осуществляется образовательный процесс, соблюдением зрительного и двигательного режима, организацией питания, физического воспитания, дают рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей развития ребенка.

Специалисты учреждений государственного санитарного надзора осуществляют надзор за выполнением соответствующих положений, установленных:

общими санитарно-эпидемиологических требованиями к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденными Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;

специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206;

санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8.

Педагогическая составляющая по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков направлена на обеспечение в учреждениях образования здоровьесберегающей среды, что реализуется посредством выполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также формирования у обучающихся правильных поведенческих привычек, в том числе правильной рабочей позы и привычки соблюдать оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности.

В учреждениях образования для решения задач физического воспитания должно использоваться разнообразное стационарное и переносное спортивное оборудование, инвентарь для организации и проведения физических упражнений и спортивных игр в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Основные требования к правильной рабочей позе во время уроков, занятий (игр) – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:

стопы в опоре на полу;

колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);

равномерная опора на обе половины таза;

туловище периодически опирается на спинку стула;

между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);

голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;

предплечья симметрично и свободно лежат на столе, плечи симметричны;

при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.

С целью снижения объема статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат обучающихся в процессе уроков, занятий (игр) педагогическим работникам необходимо предусматривать включение в образовательный процесс различных ситуаций, методов, приемов, направленных на снижение физиологической и психологической затратности образовательного процесса, которые предусматривают:

увеличение объема двигательной активности обучающихся во время уроков, занятий (игр);

включение в содержание урока, занятия (игры) элементов активной и пассивной профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрительного утомления;

создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя (для учащихся), предусматривающих смену деятельности, места организации занятия (игры) (за столом, на ковре, у доски и пр.) (для воспитанников);

повышение познавательной активности в ходе урока, занятия (игры);

снижение уровня тревожности обучающихся.

Укрепление мышечно-связочного аппарата детей и подростков обеспечивается в рамках реализации содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования в разных возрастных группах воспитанников, учебного предмета «Физическая культура и здоровье»; двигательной активностью в режиме дня; в ходе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; правильно организованной досуговой деятельности.

В образовательном процессе учреждений дошкольного образования (в рамках организации специально-организованной и нерегламентированной деятельности) возможно использование различных игровых методов и приемов, тренажеров и приспособлений для формирования правильной осанки.

Педагогическим работникам необходимо обращать особое внимание на обучающихся, которые жалуются на головные боли, становятся раздражительными, быстро устают. Эти проявления могут быть следствием чрезмерного напряжения цилиарной мышцы при длительной работе на близком расстоянии и спазма аккомодации, который сохраняется в течение длительного времени и, как правило, усугубляется неудовлетворительным общим состоянием ребенка.

В данной ситуации первоочередным профилактическим мероприятием является личностно-ориентированный подход к обучающимся и коррекция объема учебной нагрузки с учетом возрастных и физиологических возможностей каждого конкретного ребенка.

На родительских собраниях воспитатели дошкольного образования и классные руководители должны обращать внимание родителей (законных представителей) обучающихся на солидарную ответственность за охрану здоровья детей и отмечать необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и учреждения образования.

Семья является наиболее значимым социальным фактором, определяющим процесс формирования (сохранения) здоровья обучающихся, поскольку именно в семье у ребенка складываются навыки и поведенческие стереотипы, оказывающие влияние на здоровье, а также индивидуально-психологические качества, определяющие отношение к здоровому образу жизни. Наиболее зависимыми от семейных факторов являются девочки, так как они, как правило, повторяют материнские установки по сохранению и поддержанию здоровья.

При изучении влияния внутрисемейной среды установлено, что дети, условия жизнедеятельности которых получали отрицательную гигиеническую оценку, достоверно чаще имели патологию со стороны зрительного анализатора и костно-мышечной системы.

Можно выделить основные составляющие условий и образа жизни ребенка, оказывающие значительное влияние на его здоровье:

образ жизни родителей;

внутрисемейная атмосфера;

качество питания;

организация личного пространства ребенка в квартире;

режим дня;

качество организации досуга.

Поэтому образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению.

Преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса.

Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов.

Для развития у ребенка нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, необходимо сочетание трех условий: предрасположенности, подверженности и наличия внешнесредовых провоцирующих факторов, поэтому первоочередная задача родителей – создание профилактического пространства в семье.

Наряду с мероприятиями по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, большое значение имеет воспитание у детей и подростков активного отношения к формированию устойчивых навыков здоровьесберегающего поведения. Эта работа выполняется во взаимодействии медицинской, педагогической, психологической и внутрисемейной составляющих. При этом семье принадлежит приоритет в:

обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения членов семьи к формированию здоровья;

воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

исключении факторов социального риска внутри семьи;

определении траектории образования ребенка, объема дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных, физических и эмоциональных перегрузок;

ограничении времени на досуговые занятия с преобладанием статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор (просмотр телевизионных передач, использование компьютера, гаджетов в досуговой деятельности и т.п.);

контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий и врачебных назначений;

организации полноценного питания;

формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных напитков и т.п.;

формировании потребности в физической активности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние опорно­двигательного аппарата организма. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях учреждения образования или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача лечебной физической культуры.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия

Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);

высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;

обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых ребенка.

Следует бороться с неправильными позами, такими, как:

косое положение плечевого пояса при письме;

левая рука свешена со стола;

косое положение таза;

ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;

ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого обмена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ (рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:

на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

на тыльной поверхности стопы;

под лодыжками;

в мышцах голени, вследствие их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

в области поясницы.

В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.

Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).

Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:

соответствовать температуре и времени года, виду деятельности ребенка;

обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;

обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;

быть достаточно прочной и устойчивой;

соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;

каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).

Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:

не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;

не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий;

обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон, быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках;

ходьба на наружном своде стопы;

ходьба «гусиным шагом»;

ходьба на носках в полуприседе;

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;

ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;

ходьба по ребристой доске;

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;

ходьба по наклонной плоскости на носках;

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;

танцевальные шаги на носках и др.

Упражнения из исходного положении стоя:

приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;

перекат с пятки на носок и обратно;

полуприсед и присед на носках;

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.

присед, стоя на гимнастической палке;

Упражнения из исходного положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

сед по-турецки;

захватывание пальцами матерчатого коврика;

перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.

Упражнения из исходного положения:

лежа, оттягивание носков;

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;

лежа, круговое движение стоп;

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;

лежа, плавание стилем «кроль».

Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.

Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:

«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).

«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку

«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;

«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.

«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.

«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).

«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.

 

Литература:

Боковец, Ю.В. Стройность и красота: содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.В.Боковец. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 148с.: ил.

свернуть

Адаптация ребенка к режиму питания в детском саду

Picture background

1. При поступлении в детский сад у детей очень часто наблюдается снижение аппетита. Учитывая это, родителям совместно с педагогами необходимо помочь ребенку адаптироваться к новому режиму питания.

2. Напряженное эмоциональное состояние, новые блюда, неумение есть самостоятельно могут спровоцировать отказ ребенка от еды и в детском саду, и дома. Родителям следует заранее подумать об этой проблеме при подготовке ребенка к посещению детского сада.

3. Необходимо узнать режим дня и примерное меню дошкольной образовательной организации, которую будет посещать ребенок.

4. Режим питания дома, если он отличается, следует постепенно приблизить к режиму питания в детском саду.

5. К моменту поступления ребенка в детский сад очень важно научить его есть самостоятельно.

6. Потребление пищи между основными приемами следует постепенно свести на нет.

7. Если в первые дни посещения детского сада у ребенка все-таки наблюдается снижение аппетита, дома следует готовить для него более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда, включать в рацион кисломолочные напитки, соки, фрукты.

8. Завтрак ребенка может быть организован дома на период адаптации. В этом случае необходимо информировать об этом воспитателей группы.

9. Не рекомендуется приучать ребенка к поощрениям в виде сладостей.

10. Родителям следует всегда интересоваться тем, как ребенок ел в течение дня в детском саду.

11. Важно отслеживать меню в детском саду и не дублировать продукты в тот же день за ужином дома.

12. Необходимо проинформировать медицинскую сестру и воспитателей группы о наличии у ребенка пищевых аллергий.

13. Навыки правильного поведения за столом, культуру питания c учетом возраста ребенка необходимо формировать и закреплять дома ежедневно.

свернуть

Здоровая улыбка

Консультация для родителей "Осторожно, клещи!"

Консультация для родителей

 "Осторожно, клещи!"

                       Задачей взрослого является формирование безопасного поведения детей. Необходимо приучать ребёнка к неукоснительному выполнению определенных правил.

C наступлением первых теплых дней после зимы, хочется естественно пообщаться с пробуждающейся природой. Но посещение парка, леса весной и в начале лета сопряжено с высоким риском быть укушенным клещом, а это черева-то заражением таких опасных болезней, как клещевой энцефалит и боррелиоз.

Как происходит заражение клещами:

Находясь на ветках или траве, при приближении животного или человека клещи могут прицепиться к нему, а потом добраться до открытых участков кожи, чаще всего - шея, волосистая часть головы, спина, подмышечные и паховые области и др.

Слюна клеща содержит обезболивающее вещество, поэтому укус его безболезнен, и длительное время незаметен. Вместе со слюной зараженные клещи передают в кровь человека или животного не только вирус клещевого энцефалита, но в некоторых случаях спирохеты, которые вызывают заболевание, клинически сходные с клещевым энцефалитом– клещевой бруцеллез.

Лучшая защита от клещей — это соблюдение техники безопасности:

1. Не рекомендуется без особой надобности залезать в непроходимые чащи низкорослого кустарника (малина, ольха, орешник и т.д.)

2. Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей)

3. Ноги должны быть полностью прикрыты (не рекомендуются шорты)

4. Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в носки.

5. Обязательно наличие головного убора (кепка, платок)

6. Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.

7. После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.

8. Осмотреть всё тело.

9. Обязательно расчесать волосы мелкой расчёской. Если вы обнаружили ползущего клеща, его необходимо сжечь. Клещи очень живучи, раздавить его невозможно

      Если вас или ребенка укусил клещ, постарайтесь как можно скорее обратиться в травмпункт. Там насекомое удалят и проверят, не опасно ли оно, не является ли разносчиком инфекции. Если показаться врачу нет возможности, удалите клеща самостоятельно. Извлекать паразита нужно пинцетом или специальными приспособлениями, делая выкручивающие движения и стараясь не повредить брюшко и хоботок. Помните, если дернуть быстро, велика вероятность, что верхняя половина туловища клеща останется внутри кожи, что чревато воспалением и нагноением.

После удаления клеща необходимо проверить место контакта: не остался ли там хоботок? Если все чисто, ранку следует промыть водой или спиртом, смазать йодом или зеленкой. Затем тщательно вымыть руки с мылом. По возможности, пусть даже на следующий день, отвезите клеща в травмпункт, где «агрессора» исследуют на носительство возбудителя.

Как удалить присосавшегося клеща в домашних условиях?

1. Тело клеща осторожно смазывают маслом, и оставляют на 15-20 минут  
2. Затем необходимо сделать из прочной нити петлю и затянуть ее у основания хоботка клеща.  
3. Придерживая кожу пальцами, покачивая клеща, постепенно вытягивать его, растягивая концы нити в стороны. Можно захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и, держа строго перпендикулярно поверхности укуса, повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов  
4. Место укуса необходимо смазать 70% спиртом, 5% йодом, зеленкой или одеколоном.  
5. Если клещ удален, а его головка осталась в коже, то нужно обратиться в поликлинику для лечебной помощи. Если обратиться нет возможности, то нужно обработать место 5% йодом и извлечь как занозу.  
6. Клещей, снятых с тела, необходимо поместить в пузырек (в крайнем случае сжечь или залить кипятком). Не следует давить их пальцами, т.к. если клещ заражен, то вирус может попасть в организм человека через слизистые носа, глаз и незначительно поврежденную кожу.  
7. После контакта с клещами обязательно вымыть руки с мылом.  
8. Для определения зараженности клеща необходимо (в пузырьке, банке) доставить его в лабораторию.

Клещи считаются одними из наиболее опасных насекомых в нашей полосе. Дело в том, что они являются переносчиками инфекционных заболеваний: клещевого энцефалита и боррелиоза. Эти вирусные инфекции поражают спинной и головной мозг. Заболевания протекают тяжело, с высокой температурой, судорогами и могут приводить к различным осложнениям.

свернуть

Правила по гигиене рук

Гигиена рук включает в себя следующие процедуры:

мытье рук с помощью мыла;

антисептика кожи рук с применением средств дезинфекции кожных покровов/антисептиков для кожи (далее – антисептики).

Правила мытья рук.

Включите теплую воду и смочите руки водой.

Нанесите мыло на руки и намыльте.

Мойте тыльные стороны кистей рук.

Тщательно промыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках.

Мойте ладони.

Тщательно промыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках.

Мойте внешнюю сторону четырех пальцев противоположной ладони с перекрещиванием пальцев.

Мойте большие пальцы круговыми движениями, зажимая их в кулаке другой руки.

Кончиками пальцев трите внутреннюю часть ладони одной руки, затем второй.

Смойте мыло.

Вытрите руки насухо.

Закройте кран с помощью бумажного полотенца.

Мойте руки 20-40 секунд, выполняя движения в любой последовательности.

Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки.

Правила по гигиенической антисептике кожи рук.

Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком.

Целесообразно использование антисептика с содержанием спирта не менее 70%.

Нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки.

Обрабатывайте руки антисептиком 20-30 секунд.

Основной комплекс движений тот же, что и при мытье рук.

свернуть

Вакцинация против гриппа. Для чего она необходима?

Вакцинация против гриппа. Для чего она необходима?

На сегодняшний день вакцинация – основной эффективный и простой метод профилактики, против сезонных вирусных инфекций. Вакцина против гриппа обладает дополнительными в некоторой степени иммуномодулирующими свойствами. Благодаря этому 20-25 человек из 100 привитых приобретают дополнительную защиту также и от других респираторных вирусных инфекций.

Для чего необходима ежегодная вакцинация?

Иммунитет после вакцинации сохраняется 6-10 месяцев. Варианты вирусов гриппа, вызывающие ежегодные эпидемии, меняются каждый год, поэтому вакцинироваться нужно перед каждым эпидемическим сезоном. Состав гриппозных вакцин одного и того же наименования каждый год разный и соответствует составу вирусов, вызывающих эпидемию. Для северного полушария прогноз о наиболее часто циркулирующих вариантах вируса гриппа всегда точен, поскольку до этого те же вирусы гриппа циркулируют и вызывают заболевания в южном полушарии, а затем начинают появляться в северном.

Можно ли заболеть гриппом в результате вакцинации?

Это невозможно, потому что инактивированные вакцины содержат убитые вирусы. Возникновение заболевания гриппом после вакцинации можно объяснить тем, что в момент вакцинации пациент уже находился в инкубационном периоде гриппа, или тем, что пациент мог заболеть другой ОРВИ.

Напоминаем, что отказываясь от прививок,

Вы рискуете здоровьем и жизнью Вашего ребенка.

свернуть

Консультация «Осторожно Грипп»

Picture background

Ежегодно вирусы гриппа вызывают эпидемии, продолжающиеся 3-6 недель, а раз в 30-40 лет – пандемии – когда эпидемией охватываются целые континенты, значительная часть населения многих стран мира с большим количеством смертельных исходов.

Грипп – это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением слизистой дыхательных путей и явлениями высокой интоксикации.

Заболевание начинается внезапно. Появляется озноб, температура тела быстро поднимается до 38-40°С. Больной жалуется на ломоту во всем теле разбитость, заложенность носа, слезотечение, першение в горле, вялость, сонливость, головокружение. В ряде случаев возможна бессонница, иногда рвота, обморочные состояния, бред, судороги, потеря сознания.

Через 2-3 дня появляются серознойно-гнойные выделения из носа. У большинства больных наблюдается кашель. Если грипп протекает без осложнений, то острый период болезни продолжается 3-5 дней, и окончательное выздоровление наступает в течение 5-10 дней.

Пути передачи:

Больной гриппом человек с первых часов заболевания является источником инфекции. Вирусоносительство может оставаться и после выздоровления: до 5-7, а иногда и до 10 дней с момента заболевания.   

Воздушно-капельный путь передачи инфекции: при кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа.

Через предметы обихода: полотенца, носовые платки, посуду и т.п.

Основными симптомами являются:

появление озноба;

внезапное резкое повышение температуры тела;

общее недомогание;

боль в мышцах;

головная боль;

вялость или возбуждение;

покрасневшие глаза и лицо;

сухое навязчивое покашливание;

заложенность носа с незначительными выделениями.

Лечение гриппа

- Лечение осуществляется в домашних условиях. Госпитализации подлежат больные с тяжелым течением болезни и осложнениями, а также страдающие хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и др.

- Больные должны соблюдать постельный режим в течение всего лихорадочного периода во избежание осложнений, желательно им выделить изолированное помещение.

- Выполнять неукоснительно все рекомендации врача, своевременно принимать выписанные лекарства.

- Проводить симптоматическую терапию при легкой и средней формах болезни – жаропонижающие, снотворные, откашливающие средства, капли в нос, полоскание ротоглотки отваром трав и т.д.

- Удлинить дневной и ночной сон больного.

- Полноценное питание, богатое витаминами. Во время высокой температуры желательно преобладание молочно-углеводной пищи.

- Обильное теплое питье с малиной, медом, отваром цветов липы, а также теплое молоко со щелочной минеральной водой или пищевой содой с целью уменьшения першения в горле.

Меры профилактики и защиты

Вакцинация–должна проводиться за полтора-два месяца до начала предполагаемой эпидемии гриппа.

Неспецифическая профилактика заболевания гриппом. Для сезонной профилактики характерен прием лекарственных препаратов, повышающих сопротивляемость организма к инфекции за месяц до начала сезонного подъема заболеваемости гриппом и на протяжении всей эпидемии, т.е. в течение 4-6 недель.

Самостоятельный прием препаратов для экстренной и сезонной профилактики недопустим. Он назначается только лечащим врачом с учетом индивидуальных особенностей организма пациента.

Как уберечься от инфицирования?

При соблюдении некоторых мер, в том числе личной гигиены, можно предупредить распространение микробов, вызывающих респираторное заболевания:

научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

научите детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.

научите детей не подходить к больным ближе, чем на полтора -два метра.

заболевшие дети должны оставаться дома (учреждение образования), а также держаться на расстоянии от других людей, пока их состояние не улучшится.

воздержитесь от посещения магазинов, кинотеатров или других мест скопления людей в районах.

Что делать, если заболел ребенок?

оставляйте больного ребенка дома, кроме тех случаев, когда ему нужна медицинская помощь. Не отправляйте его в школу или в учреждение дошкольного образования.

давайте ребенку много жидкости (сок, воду и др.)

создайте больному ребенку комфортные условия. Крайне важен покой.

если у ребенка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете дать ему жаропонижающие лекарства, которые пропишет врач с учетом возраста пациента.

если кто-либо в вашем доме заболел, не допускайте его контакта со здоровыми.

держите салфетки и корзину для использованных салфеток в пределах досягаемости больного.

Если у вашего ребенка появился какой-либо из следующих настораживающих признаков, обратитесь за медицинской помощью:

учащенное или затрудненное дыхание;

синюшность кожных покровов;

отказ от достаточного количества питья;

не пробуждение или отсутствие реакции;

возбужденное состояние;

отсутствие мочеиспускания или слез во время плача

симптомы проходят, но потом возвращаются с жаром и сильным кашлем.

Picture background

ПЯТЬ ШАГОВ ПРОТИВ ГРИППА

  1. СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ!

Не пренебрегайте правилами личной гигиены. Следите за чистотой одежды и постельного белья. Регулярно убирайте и проветривайте помещения.

  1. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!

Откажитесь от вредных привычек (курения, злоупотребления алкоголем), ведите подвижный образ жизни, придерживайтесь режима правильного питания, рационально планируйте свое время, чередуя работу и отдых.

3. УКРЕПЛЯЙТЕ ВАШ ИММУНИТЕТ!

Регулярно занимайтесь спортом, подберите индивидуальную схему закаливания. Следите, чтобы в ваш ежедневный рацион входили продукты, богатые витаминами, минеральными веществами, аминокислотами.

4. ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ!

В случае возникновения угрозы эпидемии пройдите курс профилактики специальными лекарственными средствами или сделайте прививку.

5. ОСТОРОЖНО ГРИПП!

В случае недомогания обращайтесь к врачу. Исключите посещение работы и контакты с другими людьми. Носите маску, если заболели сами или если среди друзей и родственников есть заболевшие гриппом или ОРВИ.

свернуть

Профилактические мероприятия при ветряной оспе

Профилактические мероприятия при ветряной оспе

Ветряная оспа – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом ветряной оспы, передающееся воздушно – капельным путем и протекающее с умеренной лихорадкой, интоксикацией и пятнисто – везикулезной сыпью. Ветряная оспа относится к «неуправляемым» инфекциям, поскольку механизм передачи чрезвычайно активен, а специфическая профилактика не используется.Источником инфекции является больной человек.

   Инкубационный период при ветряной оспе от 10 до 23 дней, чаще 13-17 дней. Для ветряной оспы характерно острое начало. На фоне повышения температуры от 370 до 390 С в 1-й день заболевания появляются высыпания на коже в виде небольших пятен, увеличивающихся до 3 - 5 мм. В центре пятна образуются пузырьки, достигающие 3 - 5 мм в диаметре. Сформировавшиеся пузырьки часто окружены узким красным ободком. Чаще всего высыпания первоначально появляются на коже туловища, в течение 3 – 4 дней распространяясь затем на область шеи, лица и конечностей. Возможны высыпания на слизистых оболочках рта, половых органов, конъюнктивах. Длительность лихорадочного периода 2 – 5 дней, в случаях с обильным или повторным высыпанием – 8 – 10 дней.

Picture background    Человек становится заразным в последние часы инкубации (6 – 8 часов), опасен весь период высыпания и перестает быть заразным через 5 дней после завершения высыпания. Возможно клинически маловыраженное течение инфекционного процесса. Болезнь поражает преимущественно детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет, а к 15 годам около 70–90% населения успевает переболеть, редко встречаются заболевания среди взрослого населения. В результате перенесенного заболевания вырабатывается постинфекционный иммунитет, который у абсолютного большинства людей сохраняется на всю жизнь. 

    Распространение болезни носит повсеместный характер, отмечается осенне-зимняя сезонность. Восприимчивость людей к вирусу ветряной оспы очень высока, характерны эпидемические вспышки в организованных детских коллективах. В предупреждении распространения ветряной оспы решающее значение имеют ранняя диагностика и быстрая изоляция заболевшего. В помещении, где находился больной ветряной оспой проводится влажная уборка и частое проветривание воздуха. Лечение заболевания ветряной оспы только симптоматическое.

свернуть

Ротавирусная инфекция

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Ротавирусная инфекция занимает важное место в инфекционной патологии и  продолжает оставаться актуальной.  

Особенностью ротавирусной инфекции является начало болезни с насморка, покашливания,  болей  в горле; поэтому сам больной  и врач  принимают его за  острое респираторное заболевание, а если  появляется  высокая температура  - за грипп. Вирус продолжает  распространение в желудочно-кишечном тракте, приводя к нарушению всасывательной функции, вызывая  диарею. Начинается рвота, появляется частый водянистый жидкий стул, повышается температура тела.

Число заболевших ротавирусной инфекцией (РВИ) увеличивается при сырой холодной погоде в канун или во время подъема заболеваемости острыми   респираторными заболеваниями, эпидемии гриппа, за что и получила неофициальное название  - кишечный грипп.

Путь передачи инфекции  – через  предметы обихода, посуду, инвентарь, игрушки,  грязные руки;

инфицированную вирусами: пищу, водопроводную, колодезную, речную воду.

Вирус передается от  больного человека к здоровому или от бессимптомного носителя ротавируса, представляющего реальную  угрозу для окружающих. На различных объектах внешней среды он сохраняет  жизнеспособность до месяца, выживает и при нулевой температуре. Не исключена  возможность распространения инфекции и воздушно-капельным путем.

Каковы меры профилактики и как уберечься от болезни?

Поскольку  любое заболевание легче предупредить, чем  с ним бороться, необходимо строго соблюдать правила личной гигиены. Они совсем простые. Так,  по возвращению с улицы, перед приёмом  пищи,  после посещения  туалета и при  любом  загрязнении  нужно вымыть руки с мылом.

У детей воспитывайте привычку обязательно мыть руки после туалета и перед едой.

Регулярно проводить влажную уборку и проветривание помещений, особенно там, где есть маленькие дети.

Тщательно мойте игрушки; соски, бутылочки маленьких детей обязательно кипятите.

Фрукты, овощи необходимо мыть под проточной водопроводной  водой, а для детей  младшего возраста – ополаскивать кипячённой водой или кипятком.

ПОМНИТЕ!

Что при малейших подобных симптомах  заболевания надо быстро  вызвать врача. Соблюдение всех мер профилактики позволит сохранить здоровье Вам и Вашим детям.

свернуть

Гигиена - основа здоровья

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – НАДО БЫТЬ ЧИСТЫМ! 

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохра­нению и укреплению здоровья.

Обучение дошкольников гигие­не – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований учреждения дошкольного образования и семьи ребенка.

Гигиена детей: режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Умывание – первый этап гигиены дошкольников

Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей

Правила мытья рук

  • Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
  • Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться п­сле умывания.
  • Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
  • Тем более не следует выполнять это действие за него.
  • Нужно проследить, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.

Гигиена полости рта у дошкольников

Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после еды полоскать рот теплой водой.

С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.

 Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы.

Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.

Пользование носовым платком – основа гигиены детей

В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого на­чала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.

Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микро­бами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.

Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста

Купание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.

Гигиена волос и ногтей у детей

Дошкольникам нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расче­ски еженедельно моют щеткой с мылом. 

Дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.

Гигиена детей: приучение к опрятности

Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться.

Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте.

Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – де­лать это последовательно. Также нужно помнить, что дети особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.   

свернуть

Правила прохождения периодического медицинского осмотра детьми

Правила прохождения периодического медицинского осмотра детьми

Picture background

Медосмотр дети должны проходить раз в год — в месяц своего рождения или максимально приближенные к этой дате сроки. Это дает возможность планово организовать работу по выдаче медицинских справок, избежать массового потока детей в начале учебного года и каждому врачу уделить достаточное внимание качественного осмотру. Это дает возможность и родителям задать все интересующие вопросы о состоянии ребенка.

В справке прописывается комплексная оценка состояния здоровья ребенка: диагноз, эмоциональное состояние организма, резистентность, указывается группа для занятий по физкультуре и группа здоровья. Каждый год дети должны сдавать анализы крови и мочи, у них измеряют вес, рост, остроту зрения, артериальное давление, проверяют осанку. Если у врача-педиатра возникают вопросы, он направляет ребенка на дополнительные обследования.

Необходимо отменить, что данная медицинская справка не требует дополнительного осмотра в течение года: ни к началу учебного года, ни по требованию администрации учреждений образования. Углубленный осмотр включает в себя посещение узких специалистов и проводится в возрасте 3 лет перед детским садом, в 6 лет — перед школой, в 12 лет и в подростковом возрасте с 15 до 17 лет — ежегодно. У мальчиков этот период совпадает с началом призывного возраста, и осмотр проводится для военкомата. В 9−11 классах справка для поступления делается сразу после зимних каникул, а в 12 лет — летом.

Углубленный осмотр предполагает и визит девочек к гинекологу. Трехлетки посещают его перед оформлением в детсад. Если такого осмотра не было, то девочку направляют к врачу в 6 лет. Это делается для того, чтобы исключить врожденные особенности развития, оценить гигиенический уход. При осмотре должны присутствовать родители. Раньше следующий обязательный поход к гинекологу для девочек был в 12 лет, во время начала полового созревания. Теперь в этом возрасте осмотра нет. Но ежегодные осмотры начинаются с 15 лет.

Справку можно оформить и в частном медицинском центре, предоставив выписку из карточки по месту жительства.

Справки для посещения спортивных секций, клубов и кружков выдаются отдельно от справок о состоянии здоровья. И в зависимости от направления секции назначаются дополнительные методы диагностики.

Если ребенок занимается серьезно спортом, он проходит медосмотр согласно постановлению Министерства спорта. Там совершенно другой перечень исследований. Если ребенок только начинает заниматься, исследуется наличие функциональных отклонений, ЭКГ, дополнительные анализы, если врач считает это необходимым.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РБ №1141 от 16.11.2015 «О совершенствовании медицинского контроля за состоянием здоровья детей».

Вам необходимо обеспечить:

1.Прохождение медицинского осмотра несовершеннолетнего ЕЖЕГОДНО в месяц его рождения.

2.Своевременное предоставление справки в учреждение образования с указанием группы здоровья для занятия физической культурой и спортом и рекомендациями (при необходимости) с учетом состояния здоровья ребенка.

Источник: https://minzdrav.gov.by/

свернуть

Интернет-ресурсы: